Урок по окружающему миру Группы животных

Урок: «Окружающий мир»

2 КЛАСС

ТЕМА « Группы животных»

Задачи:

  • знать группы животных по их характерным  признакам;
  • ввести новое понятие «млекопитающие»;
  • познакомить с главными отличительными признаками  млекопитающих;
  • обогатить знания учащихся новыми сведениями о
  • питании зверей;
  • познакомить с растительноядными, насекомоядными,  хищниками, всеядными животными.

Воспитывать любовь к животным.

4 класс
ТЕМА: «Животные зоны лесов»

Задачи:

  • знать о роли леса в природе и жизни людей ;
  • иметь представление о животном мире леса;
  • повторить и углубить знания учащихся о природных
  • сообществах  леса;
  • воспитывать бережное отношение к окружающей природе.

Программа « Перспективная начальная школа»
Учитель
МОУ Нижнежуравская ООШ
Вуколова Е. А.

Ход урока.

I. Организационный момент.

- Ребята, с каким  настроением, вы пришли на урок(показать).   Работать мы сегодня на уроке будем под таким девизом (слайд №2):  :

Много леса - береги
Мало леса - не губи
Нет леса – посади

Дети, как вы понимаете этот девиз? А кто живет в лесу?

II. Целеполагание

- Вы уже много знаете о животных, но мир животных удивителен и многообразен, сегодня на уроке мы пополним наши знания. Ребята 2 класса узнают на какие группы делятся животные, а 4 класса – какие из этих животных живут именно в зоне лесов.

III. Актуализация опорных знаний.

Учитель детям раздает карточки со словами звери, насекомые, рыбы и птицы. Дети, получившие такую карточку, называют любое животное, а учитель записывает его на доске. (запись остается до конца урока).

IV.Коллективная работа обоих классов.

  • Ребята, отгадаем загадки о жителях леса.(слайд №3).

 

За деревьями, кустами
Промелькнуло быстро пламя
Промелькнуло, пробежало-
Нет ни дыма, ни пожара. ( лиса Слайд №4)

  • К какой группе можно отнести это животное? (зверь)
  • Как зверей можно отличить от других животных?
  • Как кормят звери своих детенышей?
  • Тела зверей покрыты шерстью, они умеют сохранять тепло, даже если вокруг холодно. И только звери выкармливают своих детенышей молоком. Поэтому их еще называют  млекопитающие (щелчок).

Итог:

  • Как называют животных, которые вскармливают своих детенышей молоком? Ребята,  каких млекопитающих вы знаете? В нашем крае?

Вопрос к 4 классу:

  • Лисица - жительница какой зоны?
  • Угадываем еще одного жителя лесной зоны (слайд №5).
  •  

Боится зверь ветвей моих
Гнезд не построит птица в них
В ветвях краса и мощь моя
Скажите быстро: кто же я? (олень слайд №6)

Проблемный вопрос: Все детеныши зверей питаются одинаково – молоком. А как  питаются взрослые звери?

Учитель- Вот олень питается только растительным кормом, поэтому его и других зверей, питающихся растениями, называют- растительноядными (щелчок).

  • Каких вы знаете растительноядных животных?
  • (к 4 классу) Ещё один житель зоны лесов-…олень!

3.Следующая загадка ( слайд №7)

В стране лесной живёт портной
Не сшил одёжки ни одной
А в чём секрет? Какой ответ?
Иголки есть, а ниток нет.(Ёж слайд №8)

Основная пища ежа – насекомые, поэтому такие животные – насекомоядные Приведите примеры насекомоядных животных.

4.Ещё один обитатель зоны лесов ( слайд № 9):

Ходит – бродит злой разбойник
Без дубинки и ножа,
Все в лесу его боятся
Кроме дядюшки-Ежа (волк слайд № 10)

Кстати, почему ёж не боится волка? Молодцы, об этом и других средствах защиты животных, мы узнаем на следующем уроке, а пока  о волке и других животных, которые охотятся и питаются  другими животными. Таких относятся к группе - хищников( щелчок).

  • Каких ещё хищников леса  вы знаете?

5.О каком интересном зверьке последняя загадка (слайд №11):

Сидит на ветке
А не птица
Есть рыжий хвост
Да не лисица (белка слайд № 12)

-Белка ест всё: и орехи, и жуков, и муравьёв, и мышей. Её называют – всеядной (щелчок)

А вы знаете, что белка заготавливает на зиму до 600 граммов сухих грибов.

    Вывод:- Как  называют животных по признаку их питания?

Физминутка

У оленя дом большой
Смотрит он в своё окно
Зайка по лесу бежит
В дверь к нему стучит
Стук, стук, мне открой
Там в лесу охотник злой
« Зайка, зайка забегай
Лапку мне давай»

V.Работа в парах

4 класс – в книге на странице 88-89 рассматривают рисунок и читают статью, затем одни называют соседу по парте животных, которые обитают в лесу, а другие - о взаимосвязи животных и растений этой зоны.

2 класс работают с учителем - прочитать на доске (слайд №13) определения. О каких  животных так говорят:

Косолапый __________, косой___________ , серый__________ , колючий________

Распредели этих зверей на группы по способу питания. (таблица ) Проверяем (щелчок)

VI. Динамический момент

Ко 2 классу проблемный вопрос: Чем питаются взрослые кенгуру? слайд № 14 (ответ вы найдете в Иллюстрированном словарике в конце хрестоматии). Потом дети рисуют и разукрашивают по клеточкам в ТПО №28 и делают выставку законченных работ.

VII. Работа с учителем детей 4 класса.

Проблема: Есть ли в зоне лесов животные, которые живут и в тундре?
Задание (слайд№15) Составь цепи питания, которые складываются между обитателями зоны лесов:

Козы – деревья – волки.
Шелкопряд – птицы – дубы.
Мыши – деревца – ежи , барсуки

Проверяем (слайд № 16). Молодцы!

VIII. Домашнее задание (Слайд №19)

2 класс 1) Прочитать статью звери с. 24-25
2) Нарисовать животное из любой группы.
4 класс 1) Прочитать статью животные зоны лесов с. 90-91
2) Составить 2-3 цепи питания

IX. Итог урока

Проблема (слайд №17 возвращаясь к девизу нашего урока)

Что будет с землей, если лес исчезнет?

2 класс - На какие группы по способу питания можно разделить животных? Чем   питаются взрослые кенгуру? (рассматривание выставки работ) (в самом начале урока на классной доске учитель писал животных). Определите, к какой группе относится каждое животное.

4 класс - какие животные обитают в зоне лесов? Какие животные обитают в Ростовской области?

Выставление оценок. Я хочу завершить наш урок словами М. Дудина.        (слайд№ 18)

Берегите эту землю! Берегите
Даже малую былиночку любя
Берегите всех зверей внутри природы
Убивайте лишь зверей внутри себя!

Рефлексия

Покажите сейчас какое у вас настроение?

Спасибо за урок!