Урок русского языка в малокомплектной школе 2,4 классы

2 класс.

Тема: «Начальная форма слов-названий предметов».

Задачи - создать контекстные условия, чтобы дети обнаружили все те же две формы слова – названия предметов: форму родительного падежа и начальную форму (И.п).

4 класс.

Тема: «Синтаксический анализ предложения».

Задача – учить школьников выполнять синтаксический анализ предложения.

I. Организационный момент. (Рефлексия).

Ребята, закройте глазки и скажите сами себе, как вы вели себя на перемене и настройте себя на работу. А теперь тихо сядьте.

II. Чистописание.

Еще в Древнем Китае говорили: « В учении нельзя останавливаться».

  1. Как вы это понимаете? Надо каждый день узнавать что-то новое и вот я хочу, чтобы это древнекитайское изречение, используемое на минутке чистописания стало девизом не только сегодня на уроке , но и в дальнейшем. Запишите красиво это предложение в тетрадь.

III. Словарная работа.

А теперь совместная  словарная работа. Будьте внимательны. Я загадываю загадки, отгадками которых являются словарные слова. 2 класс записывает эти слова, а 4 класс к этим словам подбирает подходящие по смыслу признаки (прилагательные).

Загадки.

Надели на палку
Стальную копалку под ладошку
Сажают картошку.
(лопата)

Верещунья, белобока
А зовут её…
(сорока)

Красная девица
Росла в темнице
Люди в руки брали
Косы отрывали.
(морковь)

Заворчал живой замок
Лег у двери поперек.
(собака)

Забияка и воришка
Носит серое пальтишко
На лету хватает крошки
И боится только кошки.

На доске вывесили отгадки, 2 класс меняются тетрадями, проверяют ошибки, а 4 класс - называет какие прилагательные подобрали.
Кто сделал одну, две ошибки?

IV. Работа над новым материалом.

2 класс - Открывают учебники на странице 69 и отыскивают вТолковом словаре слова- азбуки, багажом.

4 класс - Целеполагание- сегодня мы повторим разбор по членам предложения, научимся выполнять синтаксический анализ предложения.

  1. Работа в группах- 2 группы.
  2. Я даю вам карточки – составьте красивое предложение.
  3. Записать эти предложения в карточке.
  4. 2 человека у доски, все остальные в тетради, разбор предложения по членам предложения.
  5. (Если закончите с. 50 упр.1)

 

2 класс- Работа с учителем.

Есть такие слова в словаре? А может быть есть другие формы этих слов? Что означают эти слова - азбука, багаж. А чем они отличаются от формы- азбуки, багажом? На какой вопрос отвечают слова- азбуки, багажом?
Вывод: Так вот эти слова стоят в единственном числе и отвечают на вопрос - что? или кто? Эти слова в начальной форме.

Слова в словарях всегда стоят в начальной форме, проверим- работа со словами  А/Я. Первые пять слов назвать. Что это за частички стоят около слов?

Словарь показывает первые изменения слов. Это две разные формы, какая начальная? Как называется частички -а, -и (окончание).

V. Динамический момент

Ребята, а теперь отдохнем и поиграем в игру  «Подари тепло».

Вот 4 класс написали, что наступила осень, а это значит - похолодало и мы сейчас подарим друг другу частичку своего тепла. Подходим друг к другу, один раскрывает ладони, другой накрывает их своими ладонями.   Учитель: «Дети, посмотрите так ласково в глаза друг дружке, чтобы ваши ладошки потеплели. Вы почувствовали тепло рук? А теперь по очереди каждый скажет своему  товарищу несколько слов, но так нежно и ласково, чтобы ваши ладошки потеплели еще больше. Молодцы!

VI. Новый материал.

2 класс - Самостоятельная работа- упр.47 с. 72

4 класс - Работа с учителем.

  1. Итак, какие предложения у вас получились? И действительно, осень вступила в свои права. Может кто-нибудь прочтет стихотворение об осени?

 

Унылая пора, очей очарованье
Приятна мне твоя прощальная краса
Люблю я пышное природы увяданье
В багрец и золото одетые леса.
(Пушкин).

Пустеет воздух, птиц не слышно боле
Но далеко еще до первых зимних бурь
И льется теплая и чистая лазурь
На отдыхающее поле.
(Тютчев).

Молодецы! Это было лирическое отступление, а сейчас, ребята, посмотрите, как разобрали предложения. А мы с вами коллективно дополним этот разбор и проведем синтаксический анализ предложения по плану(план разбора на доске).

VII Итог.

2 класс- На какой вопрос отвечают слова в начальной форме?
4 класс- Чем отличается синтаксический анализ от разбора предложения по членам?

Домашнее задание: 4 класс- с. 54 упр. 5,4(по выбору)

2 класс- ТПО упр. 30.

Спасибо за урок!