Воспитательная работа

Разработка
Занятия по окружающему миру
по теме «Как животные защищаются»
(2 класс)

В настоящее время с новым практическим подходом в образовании, очень важно научить детей самостоятельно добывать знания, уметь находить решения в нестандартных ситуациях, уметь размышлять, структурировать информацию, выделять главное.  Для современного ученика важно  не только понимать информацию, но и принимать  продуманное решение на основе ее анализа.
Структура педагогической технологии «Развитие критического мышления по средствам чтения и письма» - это построение урока по определенному алгоритму: последовательность трёх стадий- вызов, осмысление и рефлексия. Технология построена на рефлексии и одновременно её развитие.
___________________________________________________________________

Класс: 2
Предмет: окружающий мир, УМК «Перспективная начальная школа»
Раздел: «Животные»

Тема:Как животные защищаются

Цель урока: познакомить с разными способами защиты животных от врагов.
Планируемые результаты:

ЛИЧНОСТНЫЕ УУД:воспринимать речь учителя (одноклассников), непосредственно не обращенную к учащемуся; выражать положительное отношение к процессу познания: проявлять внимание, удивление, желание больше узнать;  применять правила делового сотрудничества: сравнивать разные точки зрения; считаться с мнением другого человека; проявлять терпение и доброжелательность, доверие к собеседнику (соучастнику) деятельности.

РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД: удерживать цель деятельности до получения ее результата  – оценивать уровень владения тем или иным учебным действием.

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УУД: познакомить с новой информацией, применять таблицы   для получения информации; классифицировать объекты (объединять в группы по существенному признаку); высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы.

КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД: описывать объект: передавать его внешние характеристики, используя выразительные средства языка.

Технология:развития критического мышления через чтение и письмо

Основные методы:

1. по виду источника информации:

  • словесные (объяснение, беседа с учащимися, пересказ учащихся);
  • наглядные (иллюстрации, демонстрация презентации обучающего курса).

2. по виду учебной деятельности:

  • проблемно-поисковый метод (поиск решения поставленных перед учащимися проблем).
  • самостоятельный, практический, стимулирования, контроля-самоконтроля

Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, парная, индивидуальная

Система контроля:
-контроль учителя
-самоконтроль
-взаимоконтроль

Средства обучения: учебник Окружающий мир, авторы: О.Н. Федотова, Г.В. Трафимова, презентация, мультимедийный проектор, интерактивная доска,  карточки с заданием для каждой группы, коробки для физкультминутки, наборы флажков.

План занятия:

Структурные элементы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Время

1.Организационный момент:
1.1. Проверка эмоциональной готовности к уроку.
1.2. Сообщение темы занятия, целеполагание.

Эмоциональный настрой.
Проверка готовности к уроку. Мотивация учащихся.

Положительный настрой на урок.

 

2.Вызов
2.1 Игра «Найди свою пару».

Деление учащихся на  группы.
Организует работу в группах.
Вызов у обучающихся уже имеющихся знаний по изучаемому вопросу, активизация их деятельности.

Обучающиеся используют полученные знания при выполнении задания.

 

2.2 Мозговая атака.

 

 

 

3. Осмысление.
3.1.Групповая работа

Фиксирует информацию. Наблюдает, помогает.

Выполняют задания на основе полученных знаний.
Работа в группах. Исследовательская работа.

 

3.2.Физкультминутка.

Направлена на сохранение здоровья обучающихся.

Динамическая пауза.

 

3.3.Решение проблемного вопроса.

Направляет, корректирует.

Выступления учащихся.

 

 

 

 

 

3.4 Игра «Деление животных на группы».

 

 

 

4.Рефлексия. Подведение итога.

Оценка деятельности обучающихся.

Высказывание мнений об уроке.

 


Ход занятия

Этап занятия

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Организационный момент.

 

1.1.Проверка эмоциональной готовности к уроку.

Здравствуйте,  меня зовут Надежда Дмитриевна.
-  Ребята, посмотрите друг на друга, улыбнитесь и скажите себе: «Я хочу учиться и узнавать новое»

«Дарят» друг другу улыбки

 

 

1.2.Сообщение темы урока, целеполагание.

Сегодня на уроке мы  с вами отправимся в удивительную экспедицию: «Покорение вершины темы «Как животные защищаются».
( слайд 1)
Давайте с вами сформулируем цель нашего путешествия из нашей темы.
-
-
- Молодцы, ребята из предложенных вами целей сформулируем одну.
(слайд 2)

Дети формулируют цель урока.

2.Вызов.

Звучит музыка “В мире животных”
(слайд 3)
– Мир животных очень разнообразен. Каких только животных нет! Крошечных и огромных, красивых и не очень, пугливых и пугающих, ползающих и летающих – всех не перечислишь. Животных мы можем встретить повсюду: в почве, на поверхности земли, в воздухе в воде.

 

2.1 Игра «Найди свою пару».

Перед восхождением на вершину нашей горы проверим снаряжение: «Что возьмем с собой в дорогу?»
У меня в руках  два импровизированных рюкзачка.  К первому рюкзачку подойдите  3 моих помощника и ко второму подойдите 3 помощника. Достаньте из рюкзаков по одному листу.

Оса – жало
Черепаха – панцирь
Бык – рога
Лошадь – копыта

-А теперь названия каждого животного соотнесите с его отличительным признаком внешнего строения….. для этого каждый найдите свою пару. Ребята, проверьте правильно ли  сформированы пары.

Каждый участвующий в игре находит свою пару.
Остальные проверяют правильность их выбора.

1.2. Мозговая атака

Итак, мы отправляемся в экспедицию. Давайте попробуем взобраться  к первому флажку на нашей горе.
- Зачем черепахе панцирь? А быку – рога?
- От каких животных необходимо защищаться? Почему?
А чтобы вы хотели узнать еще об способах защиты животных?
-  Где можно найти ответы на вопросы?

Ответы детей

 

 

 

 

Можно прочитать в учебнике, хрестоматии, спросить у учителя.

 

3. Осмысление.
3.1.Групповая работа

 Давайте попробуем преодолеть путь к следующему флажку на нашей горе.
-Чтобы узнать, какие способы защиты используют животные, каждая пара поработает с карточками с заданиями. Прочитайте информацию о способах защиты животных и заполните таблицы.

Работа в группах. Заполнение таблиц.

3.2 Физкультминутка

Привал. Сейчас немножко отдохнем. На столах у вас коробки. Внутри рассыпаны квадраты разных цветов. Под музыку вам нужно собрать как можно больше квадратов одного цвета.

Задача детей по сигналу учителя за 1 минуту собрать как можно больше предметов одного цвета. Подводя итоги, дети отмечают, что предметы, окрашенные так же как дно коробки, остались незамеченными.

3.3.Решение проблемного вопроса.        

Мозговая атака
- Квадраты, какого цвета вы выбирали?
- А почему квадраты белого цвета остались незамеченными?
-Какой способ защиты животных это напоминает?
--Какими еще способами защищаются  животные?
-Кто из животных спасается бегством?
-Как спасается ящерица?
-Что спасает ежа?
-Что спасает черепаху?
- Какой способ защиты самые красивый?
- Какие животные используют шапки- невидимки?
- А почему больше всего зеленых шапок-невидимок у насекомых?

Дети отвечают на вопросы.
Дети говорят о способах защиты животных.

Оценивают работу в паре.

 

В природе маленькие и беззащитные существа  научились хитрому способу обмана своих врагов при помощи маскировки.
Мимикрия – это особый тип маскировки. Это внешнее сходство окраски животных со средой их обитания. Можно замаскироваться так,
что никакой враг тебе не будет страшен, потому что он тебя просто не заметит!
Именно так и поступают многие
представители  живого мира
нашей планеты. Окраска многих
живых существ позволяет им, сливаясь с окружающими предметами, с растениями,
водной средой, почвой  или с другим животным оставаться незамеченными.

 

 

3.4. Игра «Деление животных на группы».

Восхождение на вершину. Разделите животных на группы по способу защиты.
- Посмотрите на слайд, как нужно распределить животных? ( по способам защиты).
- Назовите животных нашего края, которые используют разные способы защиты?

Работа с интерактивной доской.
Ответы учащихся.

4.Рефлексия.

Подведение итогов.

Но хотя животные имеют защитную окраску, это их не спасает. Некоторые из них стали редкими и нуждаются в защите, эти животные занесены в Красную книгу. Их нужно беречь и охранять.
- Какую цель мы ставили сегодня в начале нашего занятия? Достигли мы ее?
-Что для вас было особенно интересным?
-О чем бы хотели узнать еще?
- Какими знаниями вы сегодня поделитесь, когда придете домой?

Мы с вами покорили вершину темы «Как защищаются животные». Оцените своё настроение на уроке.
Если вам понравилось, как вы работали на уроке, и у вас было отличное настроение, то прикрепите к  вершине горы флажки зеленого цвета; если у вас не все получилось, но вам понравилась наша экспедиция – прикрепите флажки желтого цвета, вам не понравилось наше путешествие– флажки розовогоцвета.

Ответы детей

 

 

 

 

 

 

Дети оценивают свою работу и настроение.