Анализ состояния профилактической работы в МБОУ «Нижнежуравская ООШ» за 2013 – 2014 учебный год

Организация профилактической деятельности МБОУ «Нижнежуравская ООШ» проводится на основании действующего федерального, регионального законодательства, муниципальных нормативно-правовых актов и локальных актов ОУ.

Вопросы профилактики правонарушений систематически рассматриваются на совещаниях:

  • на совещаниях при директоре;
  • на заседаниях Совета профилактики.

Школа совместно с основными органами системы профилактики осуществляет межведомственное взаимодействие по вопросам выявления и учета семей и детей, находящихся в социально опасном положении. Вопросы организации индивидуальной профилактической работы регулярно рассматриваются на заседаниях МО классных руководителей; установлено взаимодействие с органами здравоохранения, и другими ведомствами.

В течение 2013-2014 учебного года проводилась профилактическая работа с семьями и детьми, находящимися в социально опасном положении, по следующим направлениям:

1. Оказание социальной помощи малообеспеченным, многодетным семьям:

  • обеспечено бесплатными учебниками - все учащиеся ОУ

2. Организация досуга учащихся во внеурочное время:

  • всем детям предоставлена возможность посещения бесплатных школьных кружков - занимается – 100% занятость;

3. Психологическое сопровождение:

  • проводятся посещения семей на дому внештатным инспектором по правам детства, педагогом психологом, классными руководителями и администрацией школы (составлены акты обследования жилищно-бытовых условий);

4. По соблюдению законодательства по выполнению родительских обязанностей:

  • контроль ситуации в семьях находится в компетенции образовательного учреждения, поэтому отслеживается динамика улучшения или ухудшения поведения учащихся;
  • администрацией школы с инспектором, проводятся встречи, беседы с учащимися, совместное посещение семей группы "риска" на дому.

В прошедшем году работа по профилактике правонарушений приобрела более плановый и системный характер. Регулярной стала работа школы по системе отслеживания результативности деятельности школы в данном направлении, традиционными стали Дни профилактики. В целях предупреждения безнадзорности и профилактики асоциального поведения учащихся был разработан и реализован план мероприятий по профилактике безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних на 2013-2014 учебный год.

Осуществлялась межведомственная связь по вопросам профилактики:

  • консультации и беседы с мед. работниками Нижнежуравского и Авиловского ФАПа.

На заседаниях Совета профилактики, совещаниях при директоре рассматривались следующие вопросы: «О деятельности школы по вовлечению учащихся в образовательный процесс», «Внеурочная занятость учащихся», «Основные направления работы ОУ по первичной профилактике ПАВ» и т.д.

Во исполнение Федерального Закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» С целью профилактики совершения противоправных действий несовершеннолетними в вечернее время, в рамках операции «Подросток» были организованы рейды с привлечением педагогов школ, родительской общественности.

В соответствии со ст.14 Федерального Закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» классными руководителями ежемесячно ведётся учет данных по учащимся, систематически пропускающим занятия по неуважительным причинам. В школе ведётся работа по выявлению данной категории учащихся и вовлечению их в образовательный процесс.

Организована работа по профилактической направленности в урочное и внеурочное время с участием классных руководителей, учителей-предметников, педагогов дополнительного образования, учителей физкультуры:

  • классные часы
  • родительский всеобуч
  • индивидуальные и групповые консультации
  • участие в спортивно-оздоровительных мероприятиях школы и поселения
  • правовые беседы
  • выпуск классных газет
  • конкурс рисунков
  • профилактические беседы на уроках ОБЖ, химии, просмотр видеоматериалов
  • организация досуга учащихся, посещение ими кружков (охват – 100%).

В начале учебного года произведена сверка списка обучающихся, состоящих на учете в ПДН, ВШУ и неблагополучных семей, сформирован банк данных на учащихся, семьи.

Учебный год

Количество детей,
находящихся под опекой

% от общего кол-ва
уч-ся

Количество «трудных» подростков, поставленных на внутришколь-ный учет

% от общего кол-ва
уч-ся

Количество неблагополучных семей, стоящих на школьном учете

2011-2012

25

30

2

2

4

2012-2013

29

33

3

3

2

2013-2014

33

36

1

1

1

Работа с «трудными подростками»

В 2013-2014 году был поставлен на внутришкольный профилактический учёт ученик 6 класса Семиколенов Станислав.

На «трудного» подростка заведена личная учетная карточка, в которой фиксируются все данные, а также динамика изменений в поведении и обучении этого учащегося: карта изучения и индивидуального сопровождения «трудного» подростка; характеристика; акты обследования семьи, условий жизни и воспитания; план работы классного руководителя с данным учеником; отчеты и докладные классных руководителей об успеваемости, посещаемости занятий, занятости подростка в кружках и внеклассных мероприятиях, об интересах, увлечениях и круге общения. Следует отметить, что особое внимание в работе с «трудными» детьми в школе уделяется привлечению этих учащихся в кружки и общественно-полезную деятельность. Классные руководители регулярно ведут индивидуальную работу с подростками «группы риска» и «трудными» подростками своих классов: посещают на дому, взаимодействуют с учителями – предметниками, родителями, проводят индивидуальные беседы, вовлекают в общественную жизнь класса и школы.

Работа с опекунскими семьями

Дошкольная группа

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

5 класс

6 класс

7 класс

8 класс

9 класс

1

1

3

5

4

2

5

4

1

8

Всего: 34 человека

В течение года осуществлялся периодический патронаж семей, в которых воспитываются опекаемые дети, составлялись акты обследования жилищно-бытовых условий проживания несовершеннолетних. С опекунами проводились индивидуальные консультации, решались вопросы по оказанию помощи таким семьям.

В течение года поддерживается тесная связь с опекунами учащихся. Во всех семьях созданы удовлетворительные условия для проживания и воспитания подопечных. Опекуны выполняют свои обязанности добросовестно. Дети из опекаемых семей в течение всего учебного года пользовались библиотечным фондом и были обеспечены учебниками на весь учебный год.

В конце учебного года отслеживается дальнейшее трудоустройство опекаемых детей, закончивших школу в 2014 году.

Работа с неблагополучными семьями

По социально – правовой устойчивости и воспитательному потенциалу:

  • социально – устойчивая, благополучная в воспитательном отношении;
  • социально – устойчивая, но неблагополучная в воспитательном отношении;
  • социально – неустойчивая, неблагополучная в воспитательном отношении;
  • социально – неустойчивая, негативная в воспитательном отношении.

В течение учебного ведется работа с неблагополучными семьями (в которых у родителей утрачен контакт с детьми и контроль над ними, либо воспитательная сторона слабая с постоянно конфликтной ситуацией или с агрессивно негативной атмосферой, с алкогольной зависимостью и т.д.)

На внутришкольном учёте и в Едином областном банке семей, находящихся в социально-опасном положении стоит 1 семья: Андреева С.В. Критерий постановки на учёт – отсутствие должного внимания к воспитанию детей.

На семью ведётся индивидуальная программа комплексной реабилитации, в которой фиксируются все сведения о ней, а также выполнение индивидуального плана работы с данной семьёй.

Работа с неблагополучными семьями ведётся во взаимодействии с КДН, отделом образования, ГУРО СРЦ и СДК.

Работа по профилактике правонарушений ведётся на должном уровне, все учащиеся «группы риска» охвачены внеурочной занятостью, индивидуальная работа с детьми девиантного поведения ведется систематически, классные руководители регулярно посещают семьи учащихся, знакомятся с условиями проживания детей. Персональные дела учащихся рассматривались на заседаниях Совета профилактики регулярно с привлечением родительской общественности. Показателями результативности работы по профилактике правонарушений считаем:

  • Снижение количества правонарушений, совершаемых учащимися школы во внеурочное время; 
  • Уменьшение количества конфликтных ситуаций в школьном коллективе;
  • Снижение количества детей, состоящих на внутришкольном учете за счёт эффективной социально-педагогической работы;
  • Снижение количества необоснованных пропусков учащихся в результате введения новой системы контроля посещаемости.

Вместе с тем, требуется увеличить количество совещаний, на которых рассматриваются вопросы организации профилактической работы, а также необходимо:

1. Внести коррективы в нормативно-правовые акты школьного уровня:

  • уточнить общие формулировки, определить стратегические цели тактические задачи;
  • установить точные сроки проведения мероприятий;
  • установить ответственность должностных лиц по исполнению мероприятий;
  • контролировать и анализировать исполнение плановых мероприятий.

2. Оптимизировать функциональные обязанности специалистов, задействованных в организации профилактической работы с приёмными семьями и детьми, находящимися в социально опасном положении.

3. Рассмотреть возможность организации социальной поддержки для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи детям, находящимся в социально опасном положении.

4. Разработать и утвердить нормативно-правовые акты, направленные на усиление взаимодействия по проведению индивидуальной профилактической работы с семьями и детьми, находящимися в социально опасном положении; принять меры для совершенствования подхода к профилактике семейного неблагополучия, правонарушений несовершеннолетних.

Внештатный инспектор:
Мельникова Ю.В.