Анализ состояния профилактической работы в МБОУ «Нижнежуравская ООШ» за 2013 – 2014 учебный год
Организация профилактической деятельности МБОУ «Нижнежуравская ООШ» проводится на основании действующего федерального, регионального законодательства, муниципальных нормативно-правовых актов и локальных актов ОУ.
Вопросы профилактики правонарушений систематически рассматриваются на совещаниях:
- на совещаниях при директоре;
- на заседаниях Совета профилактики.
Школа совместно с основными органами системы профилактики осуществляет межведомственное взаимодействие по вопросам выявления и учета семей и детей, находящихся в социально опасном положении. Вопросы организации индивидуальной профилактической работы регулярно рассматриваются на заседаниях МО классных руководителей; установлено взаимодействие с органами здравоохранения, и другими ведомствами.
В течение 2013-2014 учебного года проводилась профилактическая работа с семьями и детьми, находящимися в социально опасном положении, по следующим направлениям:
1. Оказание социальной помощи малообеспеченным, многодетным семьям:
- обеспечено бесплатными учебниками - все учащиеся ОУ
2. Организация досуга учащихся во внеурочное время:
- всем детям предоставлена возможность посещения бесплатных школьных кружков - занимается – 100% занятость;
3. Психологическое сопровождение:
- проводятся посещения семей на дому внештатным инспектором по правам детства, педагогом психологом, классными руководителями и администрацией школы (составлены акты обследования жилищно-бытовых условий);
4. По соблюдению законодательства по выполнению родительских обязанностей:
- контроль ситуации в семьях находится в компетенции образовательного учреждения, поэтому отслеживается динамика улучшения или ухудшения поведения учащихся;
- администрацией школы с инспектором, проводятся встречи, беседы с учащимися, совместное посещение семей группы "риска" на дому.
В прошедшем году работа по профилактике правонарушений приобрела более плановый и системный характер. Регулярной стала работа школы по системе отслеживания результативности деятельности школы в данном направлении, традиционными стали Дни профилактики. В целях предупреждения безнадзорности и профилактики асоциального поведения учащихся был разработан и реализован план мероприятий по профилактике безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних на 2013-2014 учебный год.
Осуществлялась межведомственная связь по вопросам профилактики:
- консультации и беседы с мед. работниками Нижнежуравского и Авиловского ФАПа.
На заседаниях Совета профилактики, совещаниях при директоре рассматривались следующие вопросы: «О деятельности школы по вовлечению учащихся в образовательный процесс», «Внеурочная занятость учащихся», «Основные направления работы ОУ по первичной профилактике ПАВ» и т.д.
Во исполнение Федерального Закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» С целью профилактики совершения противоправных действий несовершеннолетними в вечернее время, в рамках операции «Подросток» были организованы рейды с привлечением педагогов школ, родительской общественности.
В соответствии со ст.14 Федерального Закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» классными руководителями ежемесячно ведётся учет данных по учащимся, систематически пропускающим занятия по неуважительным причинам. В школе ведётся работа по выявлению данной категории учащихся и вовлечению их в образовательный процесс.
Организована работа по профилактической направленности в урочное и внеурочное время с участием классных руководителей, учителей-предметников, педагогов дополнительного образования, учителей физкультуры:
- классные часы
- родительский всеобуч
- индивидуальные и групповые консультации
- участие в спортивно-оздоровительных мероприятиях школы и поселения
- правовые беседы
- выпуск классных газет
- конкурс рисунков
- профилактические беседы на уроках ОБЖ, химии, просмотр видеоматериалов
- организация досуга учащихся, посещение ими кружков (охват – 100%).
В начале учебного года произведена сверка списка обучающихся, состоящих на учете в ПДН, ВШУ и неблагополучных семей, сформирован банк данных на учащихся, семьи.
Учебный год |
Количество детей, |
% от общего кол-ва |
Количество «трудных» подростков, поставленных на внутришколь-ный учет |
% от общего кол-ва |
Количество неблагополучных семей, стоящих на школьном учете |
2011-2012 |
25 |
30 |
2 |
2 |
4 |
2012-2013 |
29 |
33 |
3 |
3 |
2 |
2013-2014 |
33 |
36 |
1 |
1 |
1 |
Работа с «трудными подростками»
В 2013-2014 году был поставлен на внутришкольный профилактический учёт ученик 6 класса Семиколенов Станислав.
На «трудного» подростка заведена личная учетная карточка, в которой фиксируются все данные, а также динамика изменений в поведении и обучении этого учащегося: карта изучения и индивидуального сопровождения «трудного» подростка; характеристика; акты обследования семьи, условий жизни и воспитания; план работы классного руководителя с данным учеником; отчеты и докладные классных руководителей об успеваемости, посещаемости занятий, занятости подростка в кружках и внеклассных мероприятиях, об интересах, увлечениях и круге общения. Следует отметить, что особое внимание в работе с «трудными» детьми в школе уделяется привлечению этих учащихся в кружки и общественно-полезную деятельность. Классные руководители регулярно ведут индивидуальную работу с подростками «группы риска» и «трудными» подростками своих классов: посещают на дому, взаимодействуют с учителями – предметниками, родителями, проводят индивидуальные беседы, вовлекают в общественную жизнь класса и школы.
Работа с опекунскими семьями
Дошкольная группа |
1 класс |
2 класс |
3 класс |
4 класс |
5 класс |
6 класс |
7 класс |
8 класс |
9 класс |
1 |
1 |
3 |
5 |
4 |
2 |
5 |
4 |
1 |
8 |
Всего: 34 человека |
В течение года осуществлялся периодический патронаж семей, в которых воспитываются опекаемые дети, составлялись акты обследования жилищно-бытовых условий проживания несовершеннолетних. С опекунами проводились индивидуальные консультации, решались вопросы по оказанию помощи таким семьям.
В течение года поддерживается тесная связь с опекунами учащихся. Во всех семьях созданы удовлетворительные условия для проживания и воспитания подопечных. Опекуны выполняют свои обязанности добросовестно. Дети из опекаемых семей в течение всего учебного года пользовались библиотечным фондом и были обеспечены учебниками на весь учебный год.
В конце учебного года отслеживается дальнейшее трудоустройство опекаемых детей, закончивших школу в 2014 году.
Работа с неблагополучными семьями
По социально – правовой устойчивости и воспитательному потенциалу:
- социально – устойчивая, благополучная в воспитательном отношении;
- социально – устойчивая, но неблагополучная в воспитательном отношении;
- социально – неустойчивая, неблагополучная в воспитательном отношении;
- социально – неустойчивая, негативная в воспитательном отношении.
В течение учебного ведется работа с неблагополучными семьями (в которых у родителей утрачен контакт с детьми и контроль над ними, либо воспитательная сторона слабая с постоянно конфликтной ситуацией или с агрессивно негативной атмосферой, с алкогольной зависимостью и т.д.)
На внутришкольном учёте и в Едином областном банке семей, находящихся в социально-опасном положении стоит 1 семья: Андреева С.В. Критерий постановки на учёт – отсутствие должного внимания к воспитанию детей.
На семью ведётся индивидуальная программа комплексной реабилитации, в которой фиксируются все сведения о ней, а также выполнение индивидуального плана работы с данной семьёй.
Работа с неблагополучными семьями ведётся во взаимодействии с КДН, отделом образования, ГУРО СРЦ и СДК.
Работа по профилактике правонарушений ведётся на должном уровне, все учащиеся «группы риска» охвачены внеурочной занятостью, индивидуальная работа с детьми девиантного поведения ведется систематически, классные руководители регулярно посещают семьи учащихся, знакомятся с условиями проживания детей. Персональные дела учащихся рассматривались на заседаниях Совета профилактики регулярно с привлечением родительской общественности. Показателями результативности работы по профилактике правонарушений считаем:
- Снижение количества правонарушений, совершаемых учащимися школы во внеурочное время;
- Уменьшение количества конфликтных ситуаций в школьном коллективе;
- Снижение количества детей, состоящих на внутришкольном учете за счёт эффективной социально-педагогической работы;
- Снижение количества необоснованных пропусков учащихся в результате введения новой системы контроля посещаемости.
Вместе с тем, требуется увеличить количество совещаний, на которых рассматриваются вопросы организации профилактической работы, а также необходимо:
1. Внести коррективы в нормативно-правовые акты школьного уровня:
- уточнить общие формулировки, определить стратегические цели тактические задачи;
- установить точные сроки проведения мероприятий;
- установить ответственность должностных лиц по исполнению мероприятий;
- контролировать и анализировать исполнение плановых мероприятий.
2. Оптимизировать функциональные обязанности специалистов, задействованных в организации профилактической работы с приёмными семьями и детьми, находящимися в социально опасном положении.
3. Рассмотреть возможность организации социальной поддержки для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи детям, находящимся в социально опасном положении.
4. Разработать и утвердить нормативно-правовые акты, направленные на усиление взаимодействия по проведению индивидуальной профилактической работы с семьями и детьми, находящимися в социально опасном положении; принять меры для совершенствования подхода к профилактике семейного неблагополучия, правонарушений несовершеннолетних.
Внештатный инспектор:
Мельникова Ю.В.